На Пассаты В3 и В4 устанавливалось около полутора десятков бензиновых двигателей мощностью от 72 до 184 лс, и пять дизелей 68-110 лс. Т.к. с дизелями мне дела иметь не приходилось, рассмотрю только бензиновые модели. В целом двигатели VW весьма долговечны и при правильной эксплуатации ходят без серьезного вмешательства 300-400 тыс. км. Основное — вовремя менять масло и применять только качественное, желательно с допуском VW; не допускать перегрева двигателя, в качестве охлаждающей жидкости использовать антифриз VW G11 или G12 (между собой несовместимы!), т.к. отечественный Тосол (аналогичен G11) чаще всего некондиционен и нередко фактически разъедает детали двигателя и выводит из строя насос ОЖ (помпу); своевременно менять ремень (цепь) ГРМ — его обрыв обычно приводит к встрече клапанов с поршнями. 
К типичным проблемам двигателей подержанных Пассатов можно отнести следующие: Повышенный расход масла из-за износа маслосъемных колпачков, подтекание масла через прокладку клапанной крышки, течи в системе охлаждения, особенно в результате трещин пластмассового «тройника» на передней части двигателя, при несвоевременной замене масла и его плохом качестве начинают стучать гидрокомпенсаторы клапанов (непродолжительный стук после заводки холодного двигателя допустим).
Не претендуя на полный охват, кратко рассмотрю наиболее часто встречающиеся двигатели VW Passat моделей В3 (88-93 г.) и В4 (94-96 г.). В скобках после кода указан период установки двигателя на Пассаты. Для начала замечу, что чтобы определить код двигателя Пассата (а равно и другого VW). Надо просто посмотреть на номер двигателя, тот, что пишут в техпаспорте. Первые две или три буквы, или цифра и буква, с которых начинается номер и есть его код.
1. 8-ми клапанные движки.
1.1 Карбюраторные двигатели. RF (4.88-7.89): 1.6 литра, карбюратор типа 2Е3, мощность 72 лс, крутящий момент 120Нм/2700 об, 91 бензин. EZ/ABN (8.88-9.93): 1.6 литра, карбюратор типа 2Е3, мощность 75 лс, крутящий момент 125Нм/2600 об, 91 бензин. Явно слабые движки для немаленькой машины. Полуавтоматический карбюратор далеко не прост в ремонте и регулировке, а проблемы в таком возрасте нередки. В крайнем случае, возможна переделка под карбюратор Солекс от переднеприводного ВАЗа (стоимость зч+работа примерно 100$). Машины с такими двигателями обычно «пустые» по комплектации. К покупке не рекомендую.
1.2 Моновпрысковые двигатели. RP (4.88-7.91): 1.8 литра, моновпрыск «Monojetronic»(в 91 году — Monomotronic), 90 лс, 142 Нм/3000 об, 91 бензин, катализатор. ABS (8.91-9.94)/ADZ (10.94-9.96): 1.8 литра, моновпрыск «Monomotronic» 90 лс, 145 Нм /2500 об, 95 бензин, катализатор. ААМ (8.90-9.96): 1.8 литра, моновпрыск «Monomotronic» , 75 лс, 140 Нм/2500 об, 91 бензин, катализатор. Дефорсированный вариант мотора «ABS». Моновпрысковые моторы наиболее часто встречаются на Пассатах. Все они надежны, неприхотливы и долговечны, так сказать рабочие лошадки. Но ввиду небольшой мощности динамические показатели Пассата с ними не слишком высоки (особенно с двигателем ААМ). Годятся для относительно спокойной езды. К относительно типичным проблемам этих двигателей можно отнести разрыв резиновой прокладки между впрыском и впускным коллектором (неустойчивая работа, провалы) и поломку датчика холостого хода и позиционера дроссельной заслонки (неустойчивый ХХ). Имеют встроенную самодиагностику, так что можно посмотреть коды неисправностей прибором VAG 1552, или просто светодиодом по количеству вспышек (для Monojetronic).
1.3 Двигатели с распределенным впрыском. PF (4.88-7.90): 1.8 литра, впрыск «Digifant», 107 лс, 154 Нм/3800 об, 95 бензин, катализатор. PB (4.88-7.90): 1.8 литра, впрыск «Digifant», 112 лс, 159Нм/4000 об, 98 бензин, отличается от PF отсутствием катализатора и лямбда-зонда. 2Е (3.90-9.94): 2 литра, впрыск «Digifant», 115 лс, 166 Нм /3200 об, 95 бензин, катализатор. На Пассатах В4 также ставили: ADY (10.94-7.95): 2 литра, впрыск Simos, 115 лс, 166 Нм/3200 об, 95 бензин, катализатор. AGG (8.95-9.96): 2 литра, впрыск Simos, 115 лс, 166Нм/2600 об, 95 бензин, катализатор. На мой взгляд, более подходящие для Пассата двигатели, по сравнению с моновпрысковыми. Впрыск Digifant (электронный) устроен просто, ломаться там практически нечему. 2Е вообще один из самых удачных двигателей VW начала 90-х. Пассат с ним позволяет достаточно уверенно чувствовать на дороге (11.5 сек. до 100кмч, 195 кмч максималка), и при этом прост и дешев в обслуживании. Проблемы: чаще всего встречается неустойчивый холостой ход по вине датчика или регулятора хх. К конструктивным недостаткам я бы отнес (касается дв. PF/PB, про 2Е точно не скажу) следующий момент: масса между аккумулятором и двигателем крепится к двигателю болтом КПП. При откручивании его (например замена сцепления), бывает, забывают поставить этот провод на место, и при попытке запуска двигателя весь стартерный ток идет через контроллер впрыска, который сгорает. Но на самом деле это не так страшно, т.к. детали, вышедшие из строя (например процессор 80С39) легко покупаются на радиорынке и стоят копейки. Также отмечу, что блоки управления Digifant выпуска до августа 92 года не имели самодиагностики.
2. 16-клапанные двигатели.
На Пассатах В3: KR (7.88-9.93): 1.8 литра, механический впрыск «K-Jetronic», 136 лс, 162Нм/4800 об, 98 бензин. 9А (7.88-9-93): 2 литра, впрыск «KE-Motronic», 136 лс, 180 Нм/4400 об, 95 бензин, катализатор. KE-Motronic — фактически это модернизированный K-Jetronic, с электронным блоком управления, который обрабатывает сигнал лямбда зонда, регулирует опережение зажигания. KR встречается редко, а вот 9А достаточно часто. Машины с ним обычно с хорошей комплектацией (GT, электропакет, часто кондиционер, АКПП). В принципе мотор неплохой, но более капризен по сравнению с 8-клапанниками, дороже и сложнее ремонт и обслуживание, не везде за него возьмутся. Типичные проблемы: неустойчивый хх на ранних выпусках (лечится заменой прошивки), течь масла из сальника трамблера. Т.к. впрыск в основе механический установлено два электробензонасоса, давление в топливной магистрали 6 атм. Двигатель «горячий» (температура ОЖ может доходить до 110 градусов), особенно при наличии кондиционера, АКПП, поэтому требователен к исправности системы охлаждения.
На Пассатах В4: ABF (10.93-9.96): 2 литра, впрыск Digifant, 150 лс, 180 Нм/4800 об, 95 бензин, катализатор. Пассаты с этим двигателем встречаются редко, и найти «живой» в России крайне сложно.
3. Для любителей «погорячее».
PG (10.88-9.93): 1.8 литра, 8 клапанов, впрыск «Digifant», механический нагнетатель G60, 160 лс, 225Нм/4000 об, 95 бензин. Устанавливался на машины полноприводной версии Passat-Syncro. Ну и, наконец, самые мощные двигатели на Пассатах B3 и B4 — VR6. Они имеют 6 цилиндров, расположенных V-образно, но с малым углом развала, головка блока — одна общая на все цилиндры, два распредвала, два клапана на цилиндр. Впрыск — Motronic. ААА (10.90-9.96): 2.8 литра, 174 лс, 235 Нм /4200 об, 95 бензин. ABV (9.93-9.96): 2.9 литра, 184 лс, 245 Нм/4200 об, 98 бензин.
Плюсы Пассатов с этими двигателями очевидны — хорошая динамика и максимальная скорость. Пассат VR6 разгоняется до сотни за 8.5 сек и развивает 225 кмч. Комплектация мощных Пассатов обычно максимальная. Ну а чем же за это придется заплатить? Во-первых, более высоким расходом топлива (для VR6 12-20 л на 100км). Во-вторых, в обслуживании и ремонте эти моторы сложнее и дороже. Я не хочу сказать, что они отличаются какой-то особой ломучестью, но ведь бывает всякое. И при приобретении машины стоит подумать о возможных проблемах и их решении. Например, выход из строя нагнетателя G60 приведет к тому, что от 160 лс останется всего 70-80, а новый нагнетатель стоит около 2000$. Двигатель VR6 требует замены цепи ГРМ каждые 150 ткм, несоблюдение этого правила может привести к тяжелой аварии двигателя. Капремонт же VR6 может легко потянуть на 3000$.
Кроме того, если под капот машины с двигателем 1.8 можно хоть «с ногами залезть», то у VR6 очень плотная компоновка моторного отсека, и, например, такая несложная операция, как замена насоса ОЖ по фирменной инструкции требует снятия двигателя с автомобиля (правда умельцы обходятся без этого J) Ввиду большой массы двигателя в передней подвеске используются усиленные детали, которые дороже стандартных. Ну и конечно «навороченные» версии Пассатов заметно дороже на рынке и сложнее найти «неубитую» машину.
В общем, мое резюме:
Двигатели 1.8 с моновпрыском (RP, ABS, ADZ) 90 лс подойдут для относительно спокойной езды, экономичны и дешевы в эксплуатации. Но в первую очередь я рекомендую двигатель 2Е (ADY, AGG), ну или, как более мощный вариант, 9А. Пассат с ними более динамичен, а затраты сравнимы (2Е) или немного выше (9А) в сравнении с моновпрыском. Ну а для тех, кому скорость важнее денег — PG и VR6.

Comments are closed.