Для продления срока службы машины важно правильно подбирать и использовать горюче-смазочные материалы. Однако среди водителей, механиков и обслуживающего персонала некоторых СТО часто отмечается скептическое, а зачастую и неграмотное отношение («технический нигилизм») к проблеме применения топливо — смазочных материалов. Эта проблема актуальна в условиях роста цен на сами машины и, особенно на запасные части к ним. Трение, коррозия и общий износ машин наносят невосполнимый урон. В результате износа, несвоевременного и некачественного технического обслуживания средняя потеря мощности составляет до 20%, а перерасход топлива и масел более 30% от номинальных значений. 

Остановимся на «расшифровке» некоторых показателей качества смазочных материалов (рассматриваются только некоторые).

ПЛОТНОСТЬ

— объемная масса вещества. Для масел она обычно приводится (измеряется) к температуре + 15°С или + 20°С и измеряется в кг/м3. Данная характеристика важна при покупке больших партий нефтепродуктов, так как из-за изменения плотности при различных температурах, в ёмкость постоянного объёма можно залить разное весовое количество (которое будет существенно отличаться при + 5°С или + 35°С). Разницу не сложно посчитать по известной формуле. Для «обычного пользователя» достаточно знать, что приобретать на разлив нефтепродукты следует в прохладное время, и что при повышении давления плотность масел возрастает.

ВЯЗКОСТЬ

(внутреннее трение) — свойства жидких тел оказывать сопротивление их течению — перемещению одного слоя тела относительно другого — под действием внешних сил. Вязкость может быть выражена в различных единицах вязкости: динамической, кинематической, удельной, условной и др. Остановимся на двух вязкостях: кинематической и динамической.

Вязкость кинематическая это отношение динамической вязкости к плотности жидкости при той же температуре. За единицу кинематической вязкости принят Стокс. Сотая часть, которого называется сантистоксом (cSt, сСт) [мм2/сек].
Вязкость динамическая количественно характеризует сопротивление жидкости смещению её слоев. За единицу измерения принят пуаз; сотая часть которого называется сантипуазом (cP, спз, сП).

ИНДЕКС ВЯЗКОСТИ

— характеризует степень изменения вязкости масла в зависимости от температуры, или иначе, — пологость (угол наклона) кривой вязкости масла. Индекс вязкости выражают в условных единицах. Масла, обладающие более высоким индексом вязкости, предпочтительнее, чем масла с низким индексом.

ТЕМПЕРАТУРА ВСПЫШКИ

— это температура, до которой необходимо нагреть масло, чтобы пары его образовали с воздухом взрывчатую смесь, воспламеняющуюся при поднесении к ней открытого пламени. Температура нагрева масла, при которой не только вспыхивают пары масла, если поднести к ним огонь, но и загорается само масло, называется температурой воспламенения. Оба эти показателя характеризуют огнеопасность масла и указывают на наличие в нем низкокипящих фракций или примесей топлива.

Для примера приведены несколько значений температур вспышки:

— 30°С — 40°С и ниже у низкокипящих углеводородов и бензинов;
+ 28°С + 60°С у керосиновых фракций;
+ 13°С + 325°С у масляных.

Температурой застывания масла называется температура при которой масло теряет подвижность в заданных условиях.
Температурой помутнения называется температура при которой нефтепродукты теряют прозрачность в результате кристаллизации парафина.
«Обычного пользователя», для которого пишется данный материал, мало интересуют кислотные и щелочные числа, температуры: предельного перекачивания, каплепадения, парафинообразования, методики их определения, единицы размерности и пр. По этому не будем расшифровывать указанные понятия, достаточно чтобы о них знали.
При работе двигателя в масле образуются кислотные соединения, которые проявляются в процессе работы. Для их нейтрализации и предотвращения коррозии металлических деталей в масло, при его изготовлении, добавляют присадки, создающие щелочной резерв. Величину этого резерва выражают общим щелочным числом, которое так же служит и для оценки моющей способности масла

Comments are closed.