Давайте немного разберёмся в связке: тип двигателя — октановое число топлива(ОЧ) — система управления двигателем — система снижения токсичности.

Во-первых, систему снижения токсичности прелагаю сразу исключить из рассмотрения, так как никакой связи с октановым числом бензина нет. Вы можете удалять катализатор, устанавливать его вновь, при этом требования вашего автомобиля к топливу не меняются. Строго говоря, есть одно обстоятельство, которое надо отметить. Это содержание тетраэтилсвинца (ТЭС) в бензине. Этилированный бензин конечно же «отравит» катализатор, что приведёт к повышению содержания СО, CH, NOx (для некоторых типов катализаторов) в выхлопных газах. Но при исправной системе управления двигателем автомобиль всё равно будет удовлетворять требованиям ГОСТ. 

Во-вторых, давайте отделим октановое число от наличии ТЭС в топливе. Бензины с ОЧ 76, 92, 95, 98 могут быть с содержанием ТЭС и без него. Все бензины, производимые в России и содержащие ТЭС, на заводах изготовителях обязательно окрашиваются. С ОЧ 76 — в оранжевый цвет, с ОЧ 92 — в красный цвет, с ОЧ 95 и 98 — в синий. Не содержащие ТЭС все бензины ПРОЗРАЧНЫЕ. Совершенно точно знаю, что законодательно запрещено продавать бензины с ТЭС в Москве, Московской области, С-Петербурге и Ленобласти. Есть ли ограничения в других регионах, не знаю. Так что, если Вы заливаете бензин прозрачный, используйте его без опасения навредить. Отдельно следует сказать о букве Е, которая иногда добавляется к обозначению бензинов, в основном импортных. Вообще аббревиатура «Е» в приложении к автомобилям чаще всего обозначает ЭКОЛОГИЯ. Бензины не исключение. Это значит, что в бензине содержатся присадки, снижающие токсичность выхлопа. На ОЧ «Е» никак не влияет. Реклама говорит, что ещё будут чистыми камеры сгорания и впускные клапаны, но это Ваше право, верить или нет. Я думаю, что если текут сальники клапанов, то «Е» не поможет.

Третье
. Необходимо понимать, что потребительские свойства бензинов не ограничиваются ОЧ. Наш ГОСТ регламентирует 11 разных показателей. И его ограничения гораздо лояльней, чем DIN или ASA. Так что понятие КАЧЕСТВО весьма ёмкое и говорить, что 98 лучше, чем 95 или 92, мягко говоря некорректно.

Четвёртое. НЕЛЬЗЯ использовать топливо с ОЧ меньшим, чем предписано. Дело в том, что внешне двигатели, рассчитанные на разные бензины могут ничем не отличаться. Основные отличия лежат внутри. Это разные объёмы камер сгорания, разные формы камер сгорания, разные фазы газораспределения, разные характеристики управления углом опережения зажигания, различные каналы протоков системы охлаждения. Применение топлива с ОЧ ниже, чем предписано, вызовет детонационное горение, что приведет к оплавлению клапанов, поршней, обвалу перемычек между кольцами, прогару прокладок, короче говоря к крупным проблемам. Иногда достаточно проехать на хорошей скорости километров 50-100 на низкооктановом бензине и проблемы обеспечены. Единственный параметр, которым можно управлять, это начальный угол опережения зажигания. Чаще всего он позволяет отстроиться от детонации, но далеко не всегда. На многих современных автомобилях детонацию из салона почти не слышно. А неискушённый водитель вполне может не придать значения посторонним шумам. Справедливости ради надо отметить, что многие системы управления двигателем, использующие датчики детонации, помогают избежать детонационного горения, однако и их возможности не безграничны.

Пятое. Система управления двигателем. Разделим её условно на две части. На систему управления подачей топлива и систему управления зажиганием. Для системы подачи топлива в принципе всё равно, каково ОЧ. Лишь бы был бензин, а не мазут. Критично она относится к различного рода загрязнениям, таким, как вода, механические включения, содержание нефтяных смол, содержание соединений серы. Тут, пожалуй, ничего пояснять не надо. Все загрязнения нарушают работу тонких механизмов топливоподачи. Именно для того, чтобы избавиться от их влияния рекомендуют раз за 30 — 40 ккм подвергать систему процедуре очистки с помощью специальной установки и с применением специальных жидкостей, растворяющих характерные для бензинов примеси. Тут тоже надо понимать, что и в импортных бензинах весь комплекс загрязнений присутствует, правда в меньших масштабах. Поэтому процедура мойки всё равно нужна, только с бОльшим периодом. Отдельным пунктом здесь нужно отметить недопустимость использования этилированного бензина дл систем, имеющих кислородный (лямбда) датчик. ТЭС выводит его из строя и это не так безобидно, как в случае испорченного катализатора. Неисправный лямбда датчик вызывает нарушение топливоподачи. Что касается системы управления зажиганием, то при условии наличия датчика детонации система сама перейдёт на более поздние углы опережения и предотвратит разрушение двигателя, если у неё хватит запаса по величине регулирования. Любая другая система будет работать, убивая двигатель.

Шестое. Довольно сильно распространено заблуждение, что если двигатель рассчитан на ОЧ 92, то от применения бензина с ОЧ 95 увеличите мощность. Вовсе нет! Дело в том, что теплота сгорания всех бензинов одинакова, 44000 кдж/кг. Поэтому энергия, а следовательно и мощность будет та же. Да, действительно, можно при использовании 95 получить большую мощность, но для этого надо изменить геометрическую степень сжатия, фазы газораспределения, характеристику управления зажиганием и т.д., если речь идёт о настройке двигателя на бензин 95.

Седьмое. Чем вызван перерасход бензина при использовании низкооктанового бензина. Всё очень просто. Система, отстраиваясь от детонации, устанавливает более поздний угол опережения зажигания. Тем самым падают мощностные и динамические характеристики двигателя. Вы подсознательно компенсируете эти потери большим открытием дросселя, т.е. большим расходом бензина. Всё аналогично просто неверной (поздней) установке зажигания.

Comments are closed.