Как сохранить автомобиль от коррозии, задумывается каждый владелец машины, едва увидев подтеки цвета ржавчины или «паучки» на окрашенной металлической поверхности кузова. А для автолюбителей с большим стажем такой вопрос встает сразу после покупки автомобиля (нового и. тем более, подержанного).
Коррозия — это процесс перехода металла в то природное, естественное состояние, в котором мы встречаем его в земной коре. А в природе металлы, кроме благородных, существуют только в окисленном состоянии, в виде соединений с кислородом, серой и их солями. Для получения чистого металла необходимо затратить огромную химическую или электрическую энергию. При этом металлы переводятся из естественного (окисленного) состояния в искусственное состояние чистого металла, А такое состояние неустойчиво, и металл как бы вновь стремится перейти в то состояние, в котором существует в природе. Таким образом, борьба с коррозией — это извечное стремление человека победить природу, подчинить её себе.
Поскольку коррозия — явление поверхностного разрушения металла вследствие химического, электрохимического или биохимического взаимодействия его с окружающей средой, то возникает задача, как оградить металлическую поверхность от этого разрушения, как бороться с коррозией.
Еще на заре автомобилестроения фирмы — автопроизводители пытались найти способы защитить металл от коррозии, но результат до сих пор не утешителен: коррозию остановить нельзя, но замедлить можно и необходимо. На сегодняшний день существует два основных способа замедления коррозии автомобиля — это применение гальванических покрытий кузова при его производстве (ток называемый оцинкованный кузов) и антикоррозийная обработка кузова автомашины как при производстве, так и при её эксплуатации.

Конечно, автомобили с оцинкованным кузовом служат дольше, однако и коррозируют быстрее. Цинк с успехом может служить самостоятельной защитой только на ровных или плавных поверхностях, к тому же не подверженных механическим атакам. А на кромках, краях, стыках или там, куда попадают камни и песок, “гальваника” без “химии” пасует. Поэтому, легенды о долгожительстве оцинкованных кузовов правдивы лишь в тех случаях, когда цинк становится частью общего барьера, дополнением к классическим ингибированным консервантам, нанесённым в нужных местах и в нужном объёме. Особенно это относится к машинам типа “Second hand”, восстановленным после механических повреждений стоит проникнуть коррозии (окислителям) под-слой цинка, как процессы в металле идут быстрее, изнутри. Поэтому даже оцинкованные автомобили рекомендуется подвергать осмотру и антикоррозийной обработке.

Чем и как обрабатывать автомобили? В 20-30-х годах прошлого века на Западе появился ряд предприятий и фирм, разрабатывавших и выпускавших химические препараты и продукты для антикоррозийной обработки металлических поверхностей автомобилей. Когда в бывшем СССР были построены такие автогиганты, как ГАЗ, АЗЛК, западные фирмы вовсю соревновались в выпуске антикоррозийных составов. Но на наш рынок такие материалы практически не поступали, а в Советском Союзе появились антикоры под общим названием «Мовиль» для защиты скрытых полостей. В 70-х годах с вводом в эксплуатацию ВАЗа и Ижевского автозавода в стране стала нарастать потребность в антикоррозийных составах, и в СССР постепенно стали поступать антикоры западных фирм. Зарубежные производители выпускали широкую гамму антикоров как для внутренних, скрытых полостей, так и для открытых полостей и днища. Но такие составы были дороги для рядового покупателя, и автолюбители использовали либо материалы советского производства («Мовили» непригодны для наружных поверхностей), либо, кто во что горазд, «варили» самодельные составы, например на основе «пушечного сала» и битума, и наносили кистью такие водоотталкивающие смеси на днище своего авто. Какие из этих составов лучше и что творилось под ними на металле — не знал никто.

Впервые сравнительные испытания отечественных и зарубежных антикоррозийных составов стали проводить в проектно-технологических бюро «Союзбытхим» (г, Вильнюс) в 80-х годах. По данным этого института отечественные антикоры по некоторым параметрам не уступали зарубежным, но обладали малой проникающей способностью в ржавчину, что требовало при обработке машины тщательно зачищать ее до чистого металла. Из зарубежных материалов исключение составлял Tectyl TL122А (Голландия), В 1996 году журнал «За рулем» провел сравнительные испытания шести антикоррозийных составов зарубежного производства для скрытых полостей в камере 5%-ного солевого тумана при разных температурах. Пластины с нанесенным на них антикором держали в камере определенное время, а затем извлекали наружу и измеряли площадь, пораженную коррозией. При более жестких условиях (35гр.С и 240 часов в камере) первые места распределились между Tectyl 320 и Dinitrol.

В 1999 году тот же журнал «За рулем» повторно провел испытания для ряда составов как для скрытых полостей, так и для днища. В испытаниях участвовали: 8 составов для днища и 10 составов для скрытых полостей, поставляемых в больших емкостях; 9 препаратов для скрытых полостей и 6 для днища в аэрозольных баллончиках; 6 типов «Мовилей» разных производителей, 8 так называемых «гаражных» составов для днища и 3 для скрытых полостей, выпускаемых фирмами-производителями в небольших емкостях.

Пластины с нанесенным материалом проходили следующие виды тестирования; на эластичность (изгиб), на стекание, на морозостойкость, на теплостойкость, на адгезию (прочность сцепления антикора с металлом), на прочность при ударе, на воздействие NaCl (солевого тумана), на водовытеснение, на высоту подъёма в микрозазоре (проникающие свойства), на проникновение в слой ржавчины, на абразивную стойкость, на воздействие на лакокрасочное покрытие и, самое главное, при испытаниях учитывалась стоимость материала и стоимость обработки данным антикором автомобиля (но примере ВАЗ-2108). Не утомляя читателя всевозможными цифрами (желающие могут заглянуть в подшивку «За рулем») и подводя итоги, можно сказать, что по многим параметрам на первых-вторых местах идут материалы Tectyl американской фирмы Valvolin, европейский филиал которой и производство антикоров Tectyl находятся в Голландии; Dinitrol шведской (а теперь немецкой) фирмы Dinol и Soudal одноименной фирмы из Бельгии. Все вышеперечисленные антикоры изготавливаются на восково-олифитической основе, не растрескиваются и не затвердевают в процессе старения, что выгодно отличает их от антикоров на битумно-полимерной основе и очень важно при термодинамической и физической подвижности железа кузова.

Технология обработки автомобилей антикором, рекомендуемая фирмами Valvolin и Dinol, представляет собой следующую последовательность операций; мойка автомашины под высоким давлением, сушка, удаление видимой ржавчины и некачественного старого покрытия, нанесение антикоррозийных составов под давлением с помощью специальных насадок по специальным технологическим картам во внутренние полости, нанесение антикоров на наружные поверхности методом распыла под давлением.

Здесь надо отметить, что по технологии фирм Valvolin и Soudal мойка автомобиля должна происходить водой, температура которой не должна быть выше температуры омываемой поверхности, а зимой температура воды должна быть чуть выше 0 град. С, что снижает внутреннее напряжение на лакокрасочном покрытии автомобиля и продлевает срок его службы.

После соответствующей обработки машина может отправляться в поездку, ей не страшны ни влага, ни снег. Но не рекомендуется в течение первых 2-3 суток двигаться по дороге с сильным пескоструем или по гравейке.

И в заключение отметим, что антикоррозийными составами Soudal, Tectyl и Dinitrol покрывают свои машины такие гиганты автоиндустрии, как Ford, Mersedes, Toyota, Volvo, Daewoo, Hyundai и др.
При полностью выдержанной технологии нанесения антикоров производители составов Soudal, Tectyl и Dinitrol гарантируют защиту автомобиля от коррозии при ежегодном техосмотре в течение 6 лет.
Таким образом, на основе обработки опубликованных в печати материалов и технических условий на антикоры, приходим к выводу, что для качественной (и по приемлемым ценам) защиты автомобиля от коррозии обработку машины рекомендуется проводить на специализированных СТО материалами лучших мировых производителей — Tectyl (Голландия), Dinitrol (Германия), Soudal (Бельгия).

Comments are closed.