Ступичный подшипник неотъемлемая часть автомобиля. В основе современной ступицы лежит подшипник качения. В ступичных узлах присутствуют как радиальные, так и осевые нагрузки. Наиболее применяемыми в ступице подшипниками на данный момент являются однорядные радиальные шариковые, однорядные роликовые конические, двухрядные радиально-упорные.
В закрытые подшипники смазка закладывается на заводе-производителе, и, после установки, подшипники обслуживания более не требуют. Роликовые подшипники смазываются после установки. Смазку необходимо закладывать либо в соответствии с рекомендациями завода-производителя, либо использовать смазку из комплекта подшипника. Простая замена смазки на подходящую по консистенции недопустима: подбор смазки это очень сложный процесс, сопряженный с испытаниями подшипника с учетом условий эксплуатации и большим количеством параметров.
Ступичные подшипники, в процессе эксплуатации выдерживают большие нагрузки, и, казалось бы, им «все нипочем», но они очень критичны к процессу установки на автомобиль и несоблюдение простейших правил может в несколько раз снизить ресурс подшипника.
Основными причинами преждевременного выхода подшипника из строя по вине установщика являются:

повреждение дорожек и тел качения;
нарушение герметичности уплотнений и последующая потеря смазки;
неправильная регулировка зазора.

Поэтому правила установки очень простые:
1. Не допускать, чтобы усилия запрессовывания подшипника передавались через тела качения — используйте оправку или обойму старых подшипников. То есть, если необходимо запрессовать подшипник в отверстие, то усилие через оправку должно передаваться на наружное кольцо. Если подшипник необходимо напрессовать на ось, то усилие через оправку должно передаваться на внутреннее кольцо.

2. Избегать использования острых инструментов, которые могут повредить уплотнение подшипника, что приведет к утечке смазки и выходу из строя.

3. При установке конических подшипников необходимо правильно отрегулировать зазор в подшипнике. Уменьшенный зазор приведет к перегреву, увеличенный зазор приведет к неправильной работе тел качения и быстрому выходу из строя самого подшипника.

Основным признаком неисправности является шум. Гул от подшипника явно свидетельствует о его неисправности, и надеяться на то, что на этом подшипнике удастся еще “немного поездить” не стоит, так как есть шанс, как минимум, “встать” вдали от технического центра с развалившейся ступицей, ну, а как максимум, стать непосредственным организатором впечатляющей воображение аварии.
Но не всегда удается локализовать шум и определить источник шума, так как звук распространяется по кузову автомобиля очень быстро и часто ощущения обманчивы: шум с левой стороны может быть на самом деле от подшипника правого колеса.

Простой способ выяснить, какой подшипник гудит на самом деле, это вывесить колеса на подъемнике, включить повышенную передачу и “разогнаться “, после чего заглушить двигатель. Останутся только те шумы, которые исходят от подшипников.

Можно воспользоваться тем, что гул увеличивается при увеличении нагрузки: тела качения в неисправном подшипнике бегут как по булыжной мостовой. Если гул возрастает при повороте влево, то с большой долей вероятности можно утверждать, что гудит правый подшипник, и наоборот.
Помните: подшипник ступицы не привык «умирать в одиночку»! Меняйте подшипники вовремя — это позволит сэкономить деньги и нервы. В противном случае, Вас ждет замена ступицы и тормозного диска – и это при удачном стечении обстоятельств.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что долговечность работы подшипника определяется не только добросовестностью производителя, известностью его марки и условиями эксплуатации, но и тем, насколько квалифицированно он был установлен. Установленный без необходимых приспособлений и лишь бы как, подшипник именитого производителя лишится своего «чудо-ресурса», а подшипник-середнячок, установленный по всем правилам, прослужит удивительно долго.

Comments are closed.