Правильный выбор летних шин не менее ответственен подбора зимних покрышек. Скорости летом выше, и характеристики тех или иных шин заметно сказываются на безопасности движения. Поэтому, отправляясь за покупкой, надо руководствоваться не только размерами семейного бюджета, но и отчетливо представлять себе, в каких условиях будет преимущественно эксплуатироваться машина, а также учитывать свой стиль вождения.

Основными характеристиками летних шин являются сцепные качества на сухом и мокром асфальте, склонность к аквапланированию и производимый шум. Понятно, что чем выше сцепные качества на сухом асфальте, тем лучше управляемость и тормозные характеристики автомобиля. Однако не все так просто. Такие шины оказывают большое сопротивление качению, что отрицательно сказывается на динамике автомобиля и расходе топлива. Поэтому шинники при разработке покрышек пытаются сбалансировать все эксплуатационные характеристики. Еще сложнее ситуация со сцеплением шин на мокром асфальте. На чистом и сухом асфальте наилучшими качествами обладают мягкие шины с минимальным рисунком протектора или без оного, как, например, гоночные «слики». Но стоит выпасть небольшому дождю, и такая шина уже не сможет обеспечить безопасного управления автомобилем. А нарезка на покрышке широких канавок для отвода воды приводит к уменьшению пятна контакта и снижению сцепных качеств. К тому же крупная нарезка протектора отрицательно сказывается на акустическом комфорте: чем мельче блоки протектора, тем ниже уровень шума при качении. При скорости 50 км/час разница производимого наружного шума у некоторых моделей доходит до 5 дБ, что весьма существенно. Но, с другой стороны, шины с мелким рисунком протектора быстро забиваются грязью при движении по проселочным дорогам. Так что если вы частенько выбираетесь на загородные пикники и предпочитаете спокойный стиль вождения экстремальному прохождению поворотов, то лучшим выбором будут шины с крупными блоками протектора и широкими канавками вроде московских М230 или Mishelin Energy XT.

На мокром асфальте сцепные качества любых шин, естественно, несколько снижаются. Если разница в тормозном пути со скорости 100 км/час на сухом асфальте у лучших и худших шин составляет 5-6 метров, то в сырую погоду тормозной путь у одних шин увеличивается на 6-7 метров, а у других — аж на 14-15! Кроме этого, теплый летний дождик может преподнести один страшный сюрприз — аквапланирование. Полную потерю сцепления шин с асфальтом вследствие образования между ними водяной пленки. Это происходит при въезде на большой скорости в лужу или движении с большими скоростями во время ливня. Шины, не успевая отводить из пятна контакта воду, «всплывают», и торможение или руление в этих условиях совершенно бесполезно: машина будет скользить до момента восстановления сцепления. В общем случае наилучшее сопротивление аквапланированию оказывают шины с направленным рисунком протектора и глубокими продольными канавками. Есть специальные шины, не допускающие аквапланирования. Наиболее характерными представителем являются Goodyear Aqatrade и новая покрышка М224 «Таганка Баттерфляй». Испытания М224 еще не публиковались, а вот тесты Goodyear Aqatrade показали, что отличное сопротивление аквапланированию у этих шин сопрягается с неважными качествами управляемости на сухом асфальте и низкой экономичностью. Поэтому, прежде чем покупать подобные покрышки, надо хорошо подумать, а есть ли необходимость носиться по лужам со скоростью больше сотни. Именно при таких скоростях начинается аквапланирование у современных моделей шин. Стоит же сегодня плывущая стилем «баттерфляй» «Таганка» 600 рублей, а свойства импортного Goodyear Aqatrade продавцы оценивают в 53 у.е.

Раз уж мы коснулись цен, то посмотрим, что есть ныне на рынке шин наиболее популярной размерности 175/13. Самая популярная модель Московского шинного завода — М230 Partner за которую просят 570 рублей. Благодаря широким канавкам шина имеет неплохие свойства на мокром асфальте, но управляемость и тормозные качества на сухой дороге весьма неважные. Буквально недавно МШЗ выпустил на рынок весьма оригинальную модель Taganka Vint. Название подчеркивает винтовой рисунок протектора с очень широкими канавками. Пока предлагается только модель размерностью 195/15 стоимостью 730 рублей, но скоро на заводе обещают освоить и меньшую размерность. Ныне МШЗ выпускает множество моделей 14-дюймовых шин, которые предназначены для 16-клапанных «десяток». Несмотря на различные эксплуатационные характеристики, их стоимость в среднем составляет 660 рублей.

Наша «Нижнекамскшина» производит три вида покрышек, которыми комплектуются автомобили на конвейере ВАЗ. Это старая добрая БЛ-85, которую можно купить всего за 370 рублей. Модель выпускается уже 15 лет и по техническим характеристикам уступает современным покрышкам. Более современная резина — это БИ-391. Ее разрабатывали в НИИ шинной промышленности (НИИШП), а кроме Нижнекамска производят и в Волжске и в Бобруйске и в том же НИИШП. Шины БИ-391 обладают низким сопротивлением качению. Они одни из наиболее тихих шин и имеют очень хорошие характеристики управляемости на сухом асфальте. Но стоит выпасть дождю, и эти шины могут напугать своего владельца, поскольку сцепные качества резко падают: тормозной путь увеличивается на 12 метров! Однако на льду БИ-391 ведут себя очень неплохо и на них можно дольше ездить осенью не «переобуваясь». Третья модель — новейшая Кама-205, совместная разработка нижнекамцев и НИИШП. Шины прошли не только летние, но и полный комплекс зимних испытаний и вполне могут эксплуатироваться круглый год. Стоит же летняя и зимняя покрышка в «одном флаконе» всего 410 рублей. А стоимость Камы-205 размерностью 165/13 и вовсе 380 рублей.

Ярославский шинный завод выпускает множество моделей наиболее эффектной (внешне) из которых является Я455 «Русские узоры» стоимостью 560 рублей. Модель относительно новая, сравнительных тестов не проводилось, и о том, как поведет себя вычурный рисунок протектора в различных режимах, пока никто сказать не может. Немного похожи на «Узоры» оригинальные шины Я545 «Комета» стоимостью 450 рублей. Цена покрышек с направленным рисунком протектора Я521 составляет 520 рублей, что вполне приемлемо за скоростную шину, хорошо ведущую себя на мокром асфальте. Цена более традиционных ярославских шин вроде Я520, Я458 лежит в пределах 450 рублей, а наибольшим спросом на рынке пользуется Я402, укомплектованная камерой стоимостью 420 рублей.

Шины производства Кировского завода никогда особенно не славились высокими потребительскими качествами. Однако цена резины из Вятской губернии почему-то довольно высока. Последняя разработка кировчан К-177 «Баргузин» стоит около 600 рублей, а всесезонную «Быстрицу» К-161 продавцы оценивают в 550, что на 140 рублей выше той же всесезонной Камы-205.

Пенсионеры и автомобилисты с ограниченными доходами, которые на своих машинах не разгоняются выше 80 км/час вполне могут значительно сэкономить бюджет, переобувшись в новенькую «копеечную» резину. Покрышки, коим от роду более 30 лет стоят всего 280 рублей. А вот владельцы «Окушек» вряд ли будут довольны ценой на новые шины: 12-дюймовая резина стоит 360 рублей.

Для автомобилистов, особо не обремененных вопросом экономии семейного бюджета, рынок предлагает широкий выбор импортных покрышек. Одни из лучших европейских покрышек Mishelin Energy XT стоят 65 у.е. Модель В65 концерна Bridgestone как бы в оправдание своего индекса также оценивается в 65 «баксов». Несколько дешевле именитые итальянские Pirelli. Модель Р400 в зависимости от размерности, стоит от 40 до 50 у.е. Финские Nokian NRT, показавшие очень хорошие результаты на тестах в части шумности и стойкости к аквапланированию, стоят 43-45 у.е. Да, импортная резина заметно превосходит отечественные модели по ходимости и несколько лучше по техническим характеристикам, однако вряд ли можно сказать, что она лучше в два-три раза. Так что вопрос поддержки отечественного производителя в данном случае более чем уместен.

Comments are closed.