2011-й запомнится в Беларуси многими событиями. В том числе и Великим Автомобильным Хапуном. Такие всплески были и раньше – мы уже который год живем в условиях «скоро поднимут растаможку». Но на этот раз страна превратилась в один большой авторынок международного масштаба.

«Танцуют все» — от обители дизельных авто Франции до Урала, суровые жители которого прибывают в Минск за «хорошей бэушкой» аж на самолетах. Танцевать осталось недолго — 1 июля 2011 года пошлины на автомобили должны вырасти, как и прописано в документах Таможенного союза.

Западная Европа в очередной раз довольно потирает руки и говорит нам – белорусам, литовцам, россиянам и казахам — спасибо. За то, что избавляем их цивилизацию от автохлама. Ведь мы не покупаем у них «свежие» подержанные автомобили с небольшими пробегами и хорошей сервисной историей — дорого. Посмотрите на автомобильные караваны, что идут на восток: кузова битые, одометры разменяли вторую, а то и третью сотню тысяч километров. Пробег обязательно отмотают до идеологически правильных «154 579» и выставят на рынке с надписью «не бита, не крашена».

На автовозах, которые идут на восток, почти все автомобили — битые. Они гораздо дешевле, чем «top zustand», навар с них — больше

Зато наши соседи-литовцы – мастера слепить конфетку из любого исходного продукта – перестали «марафетить» машины. Поэтому продают прямо с автовозов, как есть – им нужно сбыть как можно быстрее и отправиться в следующую ходку. А «балторуссы» и так купят – разметают все более-менее нормальные варианты и потом стоят в километровых очередях на погранпереходах.

Очереди на границах — уже даже не на часы, а на дни

На белорусских авторынках ситуация похожая. Цены выросли процентов на 20-30%. На площадках все больше железных коней, которые еле держатся на ногах-подвесках и просят замутненными фарами только об одном – «пристрелите меня». Но нет, и для них найдется новый хозяин, который будет поить соляркой из-под трактора и закрашивать ржавчину кисточкой.

Сколько автомобилей прибывает в Беларусь?

Точной цифры никто не называет, но есть несколько «зацепок». По данным Белстата, в январе-феврале 2011 года в Беларусь было ввезено автомобилей почти на 300 миллионов долларов. Кстати, это всего 5% всей валюты, израсходованной Беларусью за этот период. Если предположить, что средняя цена одной машины – около 10 тысяч долларов, получается, что к нам приезжало по 15 тысяч автомобилей в месяц. По данным ГАИ, в конце марта только в одном Минске регистрируется 800 автомобилей каждый день. В принципе, более-менее сходится, если учесть, что регистрацию проходят не только ввезенные автомобили, но и те, что раньше были сняты с учета и проданы новым владельцам.

Председатель ГТК Беларуси Александр Шпилевский называет другие цифры. «За 3 месяца в Беларусь ввезено столько же автомобилей, сколько за весь прошлый год». Цифры просто фантастические – ведь в 2010 году в Беларусь было ввезено около 200 тысяч автомобилей. Значит, в 2011 году к нам прибывает 60-70 тысяч автомобилей ежемесячно.

Второй комментарий председателя ГТК: «Если ранее мы в день собирали таможенных платежей по 4 миллиарда рублей в день, то сейчас около 10-17 миллиардов рублей ежедневно». Вот это уже интересно — попробуем сделать расчет на основании таможенных поступлений в казну. Предположим, что среднестатистический ввозимый автомобиль имеет возраст от 3 до 10 лет и двигатель объемом 2000 куб. см. Ставка для такого авто – 0,4 евро за «кубик», или 800 евро за автомобиль. Получается, что ежедневно все белорусские таможни оформляют 3-5 тысяч автомобилей в день. 90-150 тысяч автомобилей в месяц? Невероятно!

На Россию

Жаль, нет данных о том, сколько автомобилей снимается с учета. И сколько пересекает границу Беларуси и России. Ведь Россия вот уже несколько месяцев как является крупным импортером б/у автомобилей из Беларуси. Если кто помнит, праздник для россиян начался в июле 2010 года – тогда вышло новое соглашение Таможенного союза, разрешившее им беспошлинно ввозить в Россию автомобили, зарегистрированные в Беларуси до 1 января 2010 года. Сначала наши соседи брали в основном автомобили подороже – чтобы «навар» получался побольше. Теперь хватают все подряд – лишь бы была «проходная» по дате. Уже и справку в белорусской таможне брать не нужно – с 1 апреля отменили. Автомобиль не соответствует требуемому в России экологическому стандарту «Евро 4»? Это решаемо – новый владелец купит нужный сертификат уже у себя дома за 500-700 долларов.

Вот так автомобиль 2001 года выпуска «приводится» в соответствие норме «Евро 4». И никого не волнует, что норма эта вступила в силу в Европе только в 2005 году…

В последние дни появились комментарии о том, что Россия может каким-то образом перекрыть дорогу белорусской «бэушке». Пока верится с трудом – поток не такой уж и большой, чтобы делать погоду на огромном российском рынке. Немного удивляет, что говорят об этом не россияне, а представители белорусского автобизнеса. Кстати, у них сейчас гораздо более глобальная проблема – купить на бирже валюту, чтобы оплатить поставки автомобилей и запчастей. Дилеры приостановили продажи новых авто, а самые смелые считают доллар по курсу 3700 и выше. Официальный сервис тоже на грани – запчасти заканчиваются. Единственная радость – принятый на днях указ № 130, который даст жизнь системе «trade-in» и, в теории, удешевит ввоз в Беларусь автомобилей российской сборки.

Что будет дальше? Если в обменниках не появится валюта, которая якобы пропала из-за автомобильного ажиотажа, то и «хапуну» конец. Еще немного продадим на восток, на эти деньги еще немного привезем с запада. А там и 1 июля. Частники успокоятся, на бирже снова появится валюта для импортеров – эх, заживем! Остается только два вопроса: «Когда появится валюта?» и «Поднимут этим летом «растаможку?» Или музыка под названием «успей пригнать машину до повышения» все-таки будет вечной?

Comments are closed.