Для эффективной работы современных тормозных систем ее рабочая жидкость должна не только иметь высокую температуру кипения, но и низкотемпературную вязкость и хорошие смазывающие и антикоррозионные свойства. Удовлетворяют ли этим требованиям тормозные жидкости в нашей рознице?

Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что современные автомобили оснащены системами активной безопасности, в подчинении которых находится тормозная система в целом. Причем последняя обзавелась гидромодулями с аккумуляторами давления, гидравлическими насосами, электромагнитными клапанами и т.д. Для обеспечения работоспобности этих новых узлов тормозная жидкость, помимо высокой температуры закипания, должна иметь низкую вязкость при любых температурах, а для долговечности – низкую коррозионную активность.

Проверить тормозные жидкости по всем жизненно важным параметрам взялись специалисты Института потребительских экспертиз. В розничной сети они приобрели 26 разновидностей тормозной жидкости разных производителей (СНГ и зарубежных) и марок. В список участников «записали» продукцию, которая по заявленным на канистре данным соответствуют классу DOT 4. Среди экзаменуемых продукция, изготовленная в странах СНГ и за рубежом.

Результат превзошел все ожидания. Из 26 участников теста тормозных жидкостей, 20 (!) не соответствуют действующим международным стандартам (ISO 4925 класса 6 и FMVSS 116 – DOT 4).

В частности, результат проверки низкотемпературной вязкости (при – 40 °С) показал, что в границы допуска из 26 жидкостей не попали 15 продуктов. Причем у некоторых вязкость выше не на несколько десятков единиц, а в разы. Именно последние злостные нарушители стандартов в морозную погоду могут привести не только к отказу систем активной безопасности, но и тормозов в целом.

Тест коррозионной активности, который заключался в проверке водородного показателя рН, в случае с современными тормозными системами также очень важен, так как в них используется много цветных металлов. А если в исполнительных механизмах систем безопасности будет протекать коррозия, снизится не только эффективность и быстродействие тормозов, но и может нарушиться алгоритм работы систем стабилизации движения и ее аналогов. По этому показателю требованиям стандартов не соответствовала продукция трех производителей – СВ-Хим (Nord High Quality DOT 4), ТОВ «Експо-Хим» (SUPER Дот-4), ИП Боровик (ДОТ-4 Super).

Итого

По результатам тестов всю проверенную тормозную жидкость можно разделить на три группы – «качественные», «сомнительные» и «опасные».

В категорию «качественные», соответствующие международным требованиям к тормозным жидкостям класса DOT 4, попало всего 6 образцов из 26 (вместе с ROSDOT 6). Хорошо зарекомендовали себя три импортных продукта – Castrol, Liqui Moly, Mobil. Но в группу лидеров вошли и российские, и украинские бренды: ROSDOT 4 (Тосол-Синтез); Velvana Дот-4 (СП «Велвана»). Стоит отметить, что новые, более жесткие, требования DOT 4 класса 6 по ISO обусловлены применением в тормозах вышеупомянутых систем активной безопасности (ABS, ESP и т.д.) нового поколения. Поэтому на общем фоне выделилась недавняя новинка российской компании Тосол-Синтез – ROSDOT 6, которую эксперты назвали лучшей тормозной жидкостью этого теста. Этот продукт соответствует требованиям стандарта ISO 4925 для самого жесткого класса 6 (вязкость при – 40 °С в 2,4 раза ниже, чем у класса DOT 4), который ориентирован для самых современных тормозных систем, оснащенных быстродействующими системами активной безопасности (ABS, ESP и др.).

К категории «сомнительные» отнесли 9 образцов, среди которых Sintec Дот-4 (ТОВ «ТСХ-Химреактив»), Luxe (ДОТ-4) (Делфин Индастри) и Аляска Дот-4 (ООО «Тектрон»). Эти образцы не соответствуют требованиям класса DOT 4 по температуре кипения. Аляска Дот-4 имеет также небольшое отклонение по вязкости при – 40 °С, но поскольку это значение не выходит за пределы требований DOT 4, принято приемлемым.

В категорию «сомнительные» зачислили и других участников. У двух образцов Ойлрайт Дот-4 (ООО «Тектрон») и Luxe (ДОТ-4) (Делфин Индастри) обнаружено отклонение по температуре кипения увлажненной жидкости даже для класса DOT 3, не говоря уже о заявленном для этих марок DOT 4. То же можно сказать о трех образцах производителя ПП «Люмо» (Украина) и образце Belhim (DOT 4) (БелХимГрупп, Беларусь). У этих образцов имеются отклонения от требований DOT 4 по вязкости при – 40 °С: значения на 15…25% выше допустимой нормы.

Группа аутсай¬деров, названная «опасной», оказалась самой многочисленной. В нее попало 11 продуктов. Данные жидкости крайне не рекомендовано применять в современных тормозных системах, особенно при низкой температуре. У образцов, занявших места с 20-го до 26-го, а также 15-е место, вязкость при – 40 °С выше нормы на 60…300 %. У образцов на 25-м и 26-м местах полностью неприемлемая картина: вязкость при – 40 °С выше нормы на 450…650 %, плюс не соответствует температура кипения. Образцы на 22-м, 23-м и 24-м местах могут также вызвать коррозию стальных и чугунных деталей тормозной системы. Более того, из-за очень высокой вязкости жидкостей с 20 по 26 места, может происходить чрезмерное набухание резиновых уплотнений.

В целом, данное исследование позволяет сделать один очень важный вывод – тормозную жидкость автолюбителям следует выбирать с осторожностью. Нужно помнить, что тормоза могут спасти жизнь, поэтому, выбирая тормозную жидкость, необходимо, прежде всего, обращать внимание на наличие допусков автопроизводителей, указанных на упаковке, а также на результаты независимых профессиональных тестов.
качественная тормозуха

Comments are closed.